Москва, ул. Каланчевская, дом 15 а, БЦ "Каланчевский", 4 этаж, каб. 429.

СтатьиЕсли нотариусу не сообщать о наследниках, то какая возникает ответственность у наследника в 2021 году?

В своей практике по наследственным спорам мы сталкиваемся с вопросом, если нотариусу не сообщать о наследниках, то какую ответственность будет нести наследник?

Прежде чем ответить на этот вопрос, хочется обратить внимание на следующее.

Человеческая сущность (меркантильность, мелочность, корысть, жадность) хорошо проявляются в наследственных делах. Во многом моральная вина лежит на умершем: он не оставил завещания, то есть не выразил четко свою волю.

Приведем исторический пример: Дмитрий Донской, умирая оставил завещание, в котором не была четко зафиксированная его воля. Его преемником стал его сын Василий I Дмитриевич.

Но вот далее между родными внуками победителя на Куликовом поле — вспыхнула кровопролитная гражданская война, которая длилась около 25 лет, вторая четверть XV века — между Василием II Васильевичем по прозвищу «Темный» и Дмитрием Шемякой.

нотариусу не сообщать о наследниках
ООО «Практика и консалтинг» — профессиональная юридическая помощь.

Как восстановить срок вступления в наследство?

Наследство следует принять не позднее 6 месяцев со дня смерти наследодателя. Для этой цели следует обратиться с заявлением к нотариусу. Выглядит оно приблизительно следующим образом:
В силу ст. 1154 ГК РФ со дня открытия наследства оно может быть принято в течение 6 месяцев.

Наследник, пропустивший срок принятия наследства

Заслуживает глубокого внимания, правовая позиция, закрепленная в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020) «О судебной практике по делам о наследовании»:
Споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества — Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
Требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.

Сокрытие смерти родственниками

Если родственники не желают, чтобы в наследство вступило много лиц они могут не сообщать остальным наследникам о факте смерти своего близкого. Между тем, отсутствие сведений о смерти близкого не является юридически значимым обстоятельством по гражданскому делу. Закон не связывает эти обстоятельства уважительными для вступления в наследство.

Отношения между родственниками

Родственные отношения подразумевают не только предъявить имущественные требования к остальным наследникам, но и поддержка, душевная теплота и постоянная забота.

Если нотариусу не сообщать о наследниках?

Любопытное дело возникло по иску Михалевской Анастасии Владимировны о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительным свидетельств о праве на наследство, признании права собственности.

Крайне интересную позицию высказал ВС РФ в своем Определении № 5-КГ 18-268 от 22.01.2019 г.

Действующее законодательство не возлагает на наследника обязанности сообщать нотариусу сведения о других наследниках наследодателя.
Таким образом вывод суда апелляционной инстанции о том, что несообщение ответчиком нотариусу информации об истце, как наследнике Михалевского ВВ., служит основанием для восстановления истцу срока для принятия наследства, является ошибочным.

Это важная правовая позиция ВС РФ в наследственных спорах.

Бесплатная консультация юриста по наследству

Прием физических и юридических лиц осуществляется в офисе по адресу: Москва, БЦ «Каланчевский», ул. Каланчевская, дом 15 а, 4 этаж, офис 429. Ближайшие станции метро «Красные ворота» и «Комсомольская площадь» (выход на Казанский вокзал).

Бизнес-центр Каланчевский
Бизнес-центр «Каланчевский». Адрес: Москва, ул. Каланчевская, дом 15 а.
Наш офис находится в 10 минутах пешей доступности от Басманного районного суда Москвы.

Офис ООО Практика и консалтинг в Москве
Бизнес-центр «Каланчевский». Москва, ул. Каланчевская, дом 15 а.

Прием граждан ведет главный юрист ООО «Практика и консалтинг» Беляев Александр Евгеньевич. Запись на консультацию по телефону: 8-911-929-87-07.

Статью подготовил юрист Беляев А.Е. 12.09. 2021, правки внес 21.09. 2021 года.